КРАЕВЕД

Название филиала

Нам нужна ваша поддержка

КРАЕВЕД  специалист по краеведению; знаток какого-либо края. В зависимости от принадлежности к той или иной организационной форме краеведения различают: специалистов-К. (государственное краеведение), занятых в деятельности музеев, архивов, библиотек, научно-исследовательских институтов и лабораторий, кафедр краеведения и локальных исследований университетов; собственно К. или К.-любителей (общественное краеведение)  членов краеведческих объединений и клубов, организаторов народных музеев, отдельных знаков края, осуществляющих самостоятельную краеведческую деятельность; педагогов-К. (учебное краеведение), обеспечивающих процесс обучения студентов профильных факультетов и вузов основам методики краеведческой работы или связанных со школьной и внешкольной краеведческой деятельностью, направленной на углубление знаний и развитие способностей учащихся, формирование патриотических чувств. В свою очередь, специалистов-К., имеющих специальное профессиональное образование и занимающихся определенными видами К., принято называть историками-К., филологами-К., географами-К., биологами-К. и т. п. Педагоги-К., как правило, не претендует на производство новых краеведческих знаний, это не является для них главным. Перед учебным краеведением стоят другие задачи. Прежде всего, это формирование у студентов и школьников навыков самостоятельной исследовательской деятельности в области краеведения и воспитание любви к своей малой родине. Деятельность же представителей государственного и общественного направлений в краеведении ориентирована именно на изучение разных сторон того или иного края. Процессы эти похожи, но не тождественны. Имея общий предмет исследования, представители государственного краеведения познают его в рамках научного мышления, а представители общественного краеведения – в рамках обыденного. Существуют и другие различия. Специалисты-К., в отличие от К.-любителей, не просто удовлетворяют собственные потребности в получении новых для них знаний, а на профессиональном уровне выполняют поставленное перед ними государственное задание. Эту работу они осуществляют регулярно, по определенному плану, тогда как К.-любители посвящают своему хобби эпизодически какую-то часть свободного времени. Научные исследования специалисты-К. совершают за счет бюджетных субсидий, иногда грантовой поддержки. А К.-любители тратят на свои изыскания, как правило, собственные средства. Полученные результаты специалисты-К. представляют в виде музейных выставок, обзоров музейных и архивных коллекций, публичных лекций и выступлений на конференциях, научных и научно-популярных изданий, баз данных, интернет-контента и видеоматериалов и т. п. У К.-любителей эти возможности значительно более ограничены. Долгое время считалось, что краеведением могут заниматься преимущественно лишь представители местного населения. Этот признак являлся ключевым в большинстве определений понятия «краеведение» в советский и постсоветский период. Это свидетельствовало о том, что под краеведением понималось, прежде всего, общественное краеведение, ибо далеко не везде на местном уровне можно встретить профессиональных исследователей, а К.-любители, знатоки своего края, есть практически в любом населенном пункте. В современных условиях, когда резко возросла миграционная мобильность населения, а информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью жизни людей, значительно расширив возможности исследователей, говорить о местожительстве, как основном признаке К., уже нельзя. Не сам по себе факт проживания исследователя в местности, которую он исследует, делает его К., а патриотическое отношение к своей «малой родине», ощущение сопричастности к изучаемому краю и готовность участвовать в решении его проблем. В общественном сознании понятия «краеведение» и «малая родина» уже давно неразрывно связаны между собой. В последние годы специалистов, изучающих локальные процессы принято называть специалистами-регионалистами. Ими могут быть профессиональные историки, географы, биологи и т.д. Но понятие «специалист-К.» шире понятия «специалист-регионалист». Это более высокий, качественно новый уровень, обусловленный тем, что специалист-К. находит свое применение не только в профессиональном сообществе, но и в публичном пространстве. Специалисты-регионалисты продуцируют исключительно научные знания, а специалисты-К. преимущественно социально ориентированные. При этом на практике возможен переход специалиста из одного качества в другое или существование его в двух ипостасях. Следует признать, что специалисты-К. в современном социуме значительно более востребованы, чем специалисты-регионалисты из сугубо академической сферы, т.к. результаты их деятельности адресованы широкой публике. К специалистам-К. следует относить профессиональных исследователей, хорошо знающих и любящих свой край, изучающих его как по письменным и вещественным источникам, так и при непосредственном самостоятельном наблюдении, осознающих свою сопричастность к судьбе данной территории, а главное – представляющих достижения науки в публичном пространстве. Причем они могут это делать и в рамках выполнения своих служебных обязанностей, и за их пределами. При этом, важно понимать, что краеведение – это не только функциональная, но и духовно-нравственная категория. Далеко не каждый специалист-регионалист, впрочем, как и любитель, пытливо познающий свой край, могут считаться К. Существует определенный набор качеств, характерный для К. Прежде всего, К. должен оправдывать свое название. Иначе говоря, он должен «ведать», т. е. знать, иметь представление, быть осведомленным о своем крае. Как правило, К. – люди эрудированные, знающие не только общие закономерности развития локальных процессов, но и специфику их проявления в регионе, повседневную жизнь населения, его материальную и духовную культуру. Велика роль К. в выявлении, охране и использовании объектов культурного и природного наследия, пополнении музейных и архивных фондов. К. не может считаться человек, который, руководствуясь своими личными интересами, в погоне за надуманными им «сенсациями и открытиями», по причине своей неграмотности или в угоду идеологическим воззрениям, искажает или фальсифицирует местную историю. К. отличает особое, трепетное отношение к своей «малой родине», патриотизм. С. О. Шмидт называл краеведение «краелюбием». Наиболее эффективно развитие такого сильного чувства привязанности и любви к «малой родине» – того, что принято называть патриотизмом, происходит в процессе творческого общения людей разных поколений, разного уровня образованности и специальной подготовки». Д. С. Лихачев подчеркивал, что «к патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость». Именно эту функцию бескорыстно берут на себя многие К. В результате краеведческое сообщество самовоспроизводится. Важным качеством К. является их «приближенность» к объектам своих исследований, непосредственное восприятие природных объектов, тех памятных мест, где происходили исторические события, сохранившихся памятников истории и культуры. Настоящий К. не ограничивается поиском сведений лишь в библиотеках и архивах. Он активно использует методы полевых исследований, осуществляет сбор и интерпретирует эмпирические данные, взаимодействует с очевидцами изучаемых событий и их потомками. Важным качеством К. является стремление (и даже потребность) поделиться результатами своих изысканий с земляками. Научно-популяризаторская деятельность для многих из них – едва ли не определяющая мотивация в занятии краеведением. Труды К. априори социально ориентированы вне зависимости от того, написаны ли они профессиональными специалистами-К., К.-любителями или педагогами-К. Кроме того, К. свойственны аксиологический подход к истории и культуре края, активная гражданская позиция, инициативность в преодолении проблем, связанных с сохранением наследия, охраной окружающей среды, воспитанием патриотизма. К. активны в публичном пространстве: являются членами экспертных комиссий, постоянными авторами научно-популярных изданий, участниками телевизионных передач, экскурсоводами, блогерами. Стремление к публичности и активная жизненная позиция – отличительные черты К. Помимо соответствия названным качествам, важное значение для К. имеет факт его самоидентификации в профессиональном научном сообществе.

Литература:

Шмидт С. О. «Золотое десятилетие» советского краеведения // Отечество: Краеведческий альманах. – Вып. 1. – М., 1990. – С. 11 – 27.

Лихачев Д. С. Краеведение как наука и как деятельность // Лихачев Д. С. Русская культура. – М., 2000. – С. 159 – 173.

Никитин А. О. Краеведение между исследованием и мифом // Пятые Яхонтовские чтения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Рязань, 2010. – С. 21 – 43.

Вибе П. П. Краеведение в XXI веке: структурный анализ, задачи и место «самого массового вида науки» в публичном пространстве // VI Ядринцевские чтения: Мат-лы Всероссийской научно-практ. конф. / Отв. ред. П. П. Вибе. – Омск: ОГИК музей; СПб: Любавич, 2021. – С. 11 – 40.

Вибе П. П.

Есть вопрос? Напишите нам